top of page

Отчёт о программе "Тактика Скитура"

Скитур в этом году начался с не совсем обычной для меня программы. Необычной дважды. Во-первых, я участвовал в ней в роли клиента. Хоть и с несколько расширенными функциями, но тем не менее. Во-вторых, программа была обучающей. То есть, да, мы ходили и катались, но это были, в первую очередь, практические занятия. Казалось бы, зачем после десятка сезонов полных фрирайда, бэккантри и скитура, имея некоторый опыт работы лыжным гидом, тратить неделю на не самую насыщенную катанием программу? Давайте разберёмся.

Скажу честно, когда Сергей пригласил меня, я согласился сразу. Я довольно смутно представлял, чем конкретно мы будем заниматься, но по опыту знал, что компания соберётся хорошая, и скучно не будет. Да и январь в Хибинах — для масштабных приключений месяц не самый благоприятный: световой день ещё не достаточно продолжительный, и погода бывает довольно суровой.

В Кировск я прибыл за пару дней до начала, без спешки разместился, выспался, раскатался и к первому дню программы подошёл, что называется, во всеоружии. Встретились на глк «Кукисвумчорр», познакомились, получили инструктаж, провели бипер-чек, немного прошлись. Сергей проиллюстрировал некоторые нюансы движения по рельефу: как на локальном участке прокладывать линию подъёма, где и как лучше выполнять поворот, движение вниз на камусе, движение в плохую видимость и тому подобное. Мелочи вроде, но полезные. Вечером - лекция по оценке лавинной опасности.

На следующий день был уже полноценный выход в горы. Наша цель сегодня — гора Вудъяврчорр, цирки «Смарт» и «Ботанический». Сергей вёл группу и в процессе рассказывал о наблюдаемых признаках лавинной активности, и какие из этого следуют варианты действий на маршруте, о плане «Б», на случай ухудшения погоды, об обработке карнизов, продемонстрировал и отработал с нами способы захода на точку начала спуска, организацию спуска, скикат, подъём по крутому склону с использованием скитурных кошек, групповой спуск, выход с маршрута. В результате у меня лично к концу дня сложилось странное впечатление: вроде я всё это (ну или почти всё) уже знал, и тем не менее, узнал много нового. Как будто взглянул на давно знакомую картину через увеличительное стекло.

На следующий день был анонсирован выход на Тахтарвумчорр по альпинистскому маршруту « 1Б». Изначально предполагалось, что и в этот раз группу поведёт Сергей. Но Сергей полагал иначе: «Лёха, привет. Скинул тебе маршрут. Я хочу, чтобы ты завтра лидировал. Возьмёшься?» Пять секунд паники и внутреннего торга на фоне невнятного текста в телефон, затем ментальный пинок самому себе: «Ты же за этим здесь». И: «Да, договорились» в трубку. Чёрт, волнительно. Уточнил прогноз, посчитал километраж, перепад высоты на подъём и спуск, прикинул время, определил основные точки, план «А» и план «Б», аварийный план и план на ухудшение погоды. Согласовал. Собрал и подготовил снаряжение. Вроде всё на сегодня. Спать.

День обещал быть ясным и морозным. Сергей дал краткое напутствие, пообещал вмешиваться только в случае опасности и, передав мне бразды правления, занял место замыкающего. Я внезапно разволновался. Лидируя, я всегда чувствую себя как актёр на сцене: вначале лёгкий мандраж, который постепенно уходит, сменяясь уверенностью и даже некоторым куражом. Сегодня к этому добавилось ощущение экзамена, те шероховатости и даже откровенные ошибки, на которые обычный участник программы может вовсе не обратить внимания, не скроются от опытного гида. И хотя в обычной жизни мы с Серёгой добрые друзья, сегодня я-курсант, а он-инструктор, и ударить в грязь лицом категорически нельзя ни перед ним, ни перед группой. И, как всегда происходит под таким прессом, ошибки совершаются самые глупые. Я забыл про бипер-чек. Мысленно выругавшись, остановил ребят, выполнил необходимую проверку, благо, что мы не успели подойти к лавиноопасным участкам. Как ни странно, эта ошибка помогла мне успокоиться, и дальше всё пошло как по нотам. На ходу я подбирал более удобную для сплитбордистов и более безопасную линию подъёма, оценивал состояние снега, следил за временем и погодой. На одном из сложных участков подъёма Сергей объяснил и продемонстрировал, как организовать страховку для безопасного прохода. Это заняло какое-то время, да и шли мы не особо быстро, в результате чего стало понятно, что в расчётное время мы не укладываемся. Погода стояла ясная и можно было спокойно возвращаться в сумерках, но меня беспокоил мороз. Немного поколебавшись, я выбрал план «Б», по которому предполагался более короткий маршрут, после чего организовал проезд по выбранному склону. Наш руководитель, съехав последним, дал пару советов как сделать спуск более комфортным для группы. На выходе с маршрута похолодало, из-за мороза почти у всех начал отклеиваться камус, пришлось делать дополнительное крепление из подручных средств, благо, что впереди нас ждали только пологие участки. Мысленно я похвалил себя за то, что выбрал план «Б». В конце пути нас ждала столовая в «Снежной Деревне», где за ужином Сергей подвёл итоги дня, прокомментировал некоторые моменты и, несмотря на мелкие недочёты, сдержанно похвалил меня, деликатно умолчав про запоздалый бипер-чек.

Следующий день был посвящён элементам альпинизма. А именно, дюльферу на лыжах\бордах и организации снежного якоря. Казалось бы, ничего сложного, все с ходу справились, но инструктор у всех нашёл недочёты и объяснил, как их устранить. И снова всё знакомое, но при этом в новом свете. Вечером была лекция, посвящённая планированию маршрута. Там же Сергей раздал маршрутные листы и распределил лидирование на оставшиеся два дня программы. В целом, получили пищу для ума и передышку для организма. Всё-таки за предыдущие дни мы прилично вымотались.

В пятницу стартовали на час раньше чем обычно. Это было решение лидирующей пары, и решение оказалось верным: мы прозевали поворот и довольно долго шли не туда. Первая часть пути пролегала в лесной зоне, и самым сложным аспектом оказалось ориентирование. В какой-то момент нашему наставнику пришлось вмешаться и при помощи наводящих вопросов вернуть группу на маршрут. Примерно в середине дня сделали длительную остановку, на которой мы опробовали строительство укрытия в снегу для аварийной ночёвки. В результате возвели две конструкции: небольшая яма на двоих, накрытая тентом, и монументальная траншея с перекрытием из снежных блоков, рассчитанная на три полноценных спальных места или на семерых, сидящих плечом к плечу. Вышло интересно и познавательно. В подобном «вагоне» я уже ночевал на скитурной программе лет 5 назад, но выглядело то сооружение не так изящно. После упражнений в снежном строительстве вышли в альпийскую зону, где нас встретил бодрый ветер в лицо. Поупражнявшись в выборе оптимальной линии подъёма, решено было не бороться с ветром, штурмуя вершину, а съехать примерно с половины склона, тем более, что всё необходимое мы уже отработали.

В заключительный день был запланирован маршрут с полноценным дюльфером на рельефе и двумя проездами. Начинать должны были с подъёма на гондоле с городского горнолыжного комплекса, но прибыв на место, обнаружили, что подъёмник по метеоусловиям закрыт. Скорректировали план, пошли пешком. Во время подъёма вновь поупражнялись в выборе оптимальной линии. Взойдя на гребень, обнаружили там ветер в 25, с порывами до 30 м\с. Укрылись в здании верхней станции старой канатной дороги. Отработали принятие решения в стиле «имейте мужество повернуть назад». Кроме шуток- это, как правило, самое сложное решение. Лидеру нужно иметь волю, чтобы отказаться от намеченных планов и завернуть группу. Естественно, биться насмерть с погодой мы не стали. Быстрый спуск по трассе, кофе, подведение итогов. Всё, учебный курс закончен. Несмотря на непростую погоду, он вышел познавательным, интересным и насыщенным. Но меня всё не покидало ощущение, что для меня лично это было, вроде как, повторение пройденного.

Понимание сути пришло немного позже. Всего через четыре дня у меня была небольшая коммерческая группа на скитур. Это не была заранее подготовленная программа, просто ребята хотели походить и покататься дня три-четыре. В связи с этим, планировать маршруты приходилось оперативно, буквально вечером накануне, да и погода, в первый день вполне неплохая, по Хибинским меркам, начала портиться. Группа, хоть и небольшая, оказалась не самой простой, помимо разного уровня катания, все были на разных снарядах: лыжник, сплитбордер и сноубордист на снегоступах. Но, несмотря на все сложности, все четыре дня прошли гладко. Мы чётко укладывались в дневное расписание, на спусках был мягкий снег, а на начинавшуюся к концу дня метель мы всегда любовались уже сквозь окно столовой или кафе. В результате, в конце последнего дня один из клиентов сказал, что это была лучшая в его жизни скитурная программа. И пускай это мнение ребят, ещё не особо искушённых в горных приключениях, тем не менее, слышать такой отзыв о своей работе было чертовски приятно.

Если честно, я и сам обратил внимание на ту лёгкость и непринуждённость, с которой у меня всё получалось в этот раз. Мысленно пробежав по пройденной накануне «Скитур-Тактике», я осознал наконец, какой огромный массив материала я на самом деле успел усвоить. При этом даже те знания, которыми я и раньше, казалось бы, обладал, обрели структуру, системность, ими стало удобно пользоваться.

Подводя итог, хочу сказать, что Сергею удалось создать обучающую программу, которая раскрывает изнанку практической части работы гида, она настолько насыщена знаниями, что черпать из неё может райдер с любым уровнем подготовки. Я, например, считаю, что смог выудить из этого курса далеко не всё, что можно. Поэтому в следующем году обязательно повторю.